I lock my door upon myself
Ниже приводится фрагмент приложения к "Философии свободы" Н.А. Бердяева, где автор касается специфики католичества. На мой взгляд, это интересно (при всей оригинальности религиозно-философских взглядов Николая Александровича).

Утонченная Фиваида.
(Религиозная драма Гюисманса)
II

Чувственно-пассивная сторона лишь одна сторона католичества, но она непонятна без другой стороны, властной и активно-волевой. В католичестве индивидуальные душ и отдаются водительству с сладостной пассивностью, но в католичестве же есть и водительство душами, устроение вселенского царства. Читая Гюисманса, можно подумать, что католичество есть исключительно религия литургических и мистических красот, религия женственная. Но для католичества св. Тереза и Григорий VII одинаково характерны[20]. Мистика католическая – преимущественно чувственная, в ней много сладострастной истомы. Но власть католичества над историей волевая и мужественная. Мистическая чувственность и религиозная эстетика есть одно из орудий власти католического царства над миром и душами людей. Католическая церковь идет навстречу слабым и изнеможенным, тем, которые жаждут отречься от своей воли и сложить с себя ответственность. Но сама учащая церковь властна, волюнтаристична, она берет на себя ответственность за души пасомых и сознает свою свободу. Тут сказывается основное для католичества деление церковного общества на клир и мирян, на пасущих и пасомых, на учащих и учащихся, на активно-водящих и пассивно-ведомых.

читать дальше + сноски

Бердяев Н.А. Утонченная Фиваида. (Религиозная драма Гюисманса) // Философия свободы, 1911

@темы: ссылки, тексты, литература